СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА


СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА
(segmented labour market) - структурированные различия в общем уровне оплаты, перспективах карьеры, условиях труда, формальных требованиях к мастерству и статусу рабочих мест в пределах и между первичными и вторичными секторами рынка труда (см. Двойной рынок труда) . Концепция сегментарности выработана экономистами по трудовым отношениям. Согласно ей, компании создали структуру внутреннего рынка труда, дифференцировавшую различные типы рабочих (см. Рынок труда). Социологическое применение данной модели привело к сегментарности компаний по всем отраслям промышленности, а также к сегментарности самих исследуемых компаний (Фридмэн, 1976). Центральное место в любом соображении о сегментарности занимает двоякая проблематика - мастерства и управления. Мастерство - это настолько же социально структурированное явление, как и совокупность знаний в сумме с физической ловкостью. Кроме того, способность поддержать претензии на квалифицированный статус в целом связана с относительно высоким уровнем автономии и контроля на рабочем месте. Сегментарность, следовательно, позволяет социологу дифференцировать группы рабочих с различных точек зрения: претензии на квалифицированный статус, профессиональной автономии, контроля. Социальное структурирование мастерства и профессионального статуса также означает, что ожидания рабочих ограничены социоисторическим прошлым. Так, белые рабочие мужского пола рассматривались как единственная общая категория ("кормильцы"), для которых были доступны в целом относительно высокая заработная плата,  квалифицированный статус и перспективы карьеры. Напротив, женщинам и этническим группам рабочих потребовалось законодательство о равных возможностях, чтобы получить право даже на то, чтобы лишь претендовать на такую работу. Хотя сегментарность позволяет проводить более утонченные очертания в анализе рынков труда, чем дуалистичный подход, для социологических целей ей не хватает степени определенности, необходимой эмпирическому изучению конкретных рынков труда на региональном и местном уровнях (см. Местные рынки труда).


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Смотреть что такое "СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА" в других словарях:

  • РЫНОК ТРУДА — (labour market) экономические отношения между покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы. Классическая политическая экономия предполагает, что обеспечение труда определяется его стоимостью уровнями заработной платы.… …   Большой толковый социологический словарь

  • СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК — (segmented market) Рынок, на котором контакты между различными покупателями или различными продавцами ограничены. Если различные покупатели или не знают, по каким ценам покупают другие, или не способны перепродать товары или услуги другим… …   Экономический словарь

  • ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА — (local labour market) рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, относящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимателям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий работы, приверженностей, поведения личностей и… …   Большой толковый социологический словарь

  • НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — (new technology) форма технологии, которая больше развита или автоматизирована относительно предшествующей ей в данном социальном контексте. Термин обычно применяется к информации и технологиям связи, основанным на микроэлектронике. Новая… …   Большой толковый социологический словарь